Печать

копия

Дело №<данные изъяты>


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2017 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Радиевского А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Э.О.. рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская область, г.Реутов, Юбилейный проспект, д.56, зал 1, административное дело по административному исковому заявлению Сорокина Дмитрия Анатольевича к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Сорокин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция» (далее ГУ МО «ГЖИ Московской области»), в котором просил признать незаконным бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения ООО «УК «ЦС-Сервис» обязательных требований по управлению многоквартирным домом и внесению платы за коммунальные услуги в соответствии с договором управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г.Реутов, ул.Комсомольская, д.10, корп.1 (несвоевременное представление платёжных документов); обязать административного ответчика провести проверку по фактам нарушения ООО «УК «ЦС-Сервис» обязательных требований, обязать вынести в адрес ООО «УК «ЦС-Сервис» по результатам такой проверки обязательное для исполнения предписание по устранению нарушений и привлечь ответчика к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является собственником жилого помещения (квартиры) №<данные изъяты> многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.Реутов, ул.Комсомольская, д.10. корп.1.

07.12.2016 г. истец обратился к административному ответчику с жалобой, в которой содержалось требование о принятии мер реагирования на нарушение ООО «УК «ЦС-Сервис» обязательных требований по сроку представления собственникам единого платёжного документа (ЕПД) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и привлечении Управляющей организации к ответственности за нарушение лицензионных требований. Основанием для такого обращения в надзорный орган стали неоднократные задержки в предоставлении единого платёжного документа, самые длительные из которых произошли в мае 2016 г. - ЕПД за апрель представлен 12.05.2016 г., и в декабре 2016 г. - ЕПД за ноябрь представлен 08.12.2016 г. Практически каждый второй месяц ЕПД собственникам по адресу: ул.Комсомольская, д.10, корп.1, доставляются с задержкой 1-2 дня. Полагает, что указанные нарушения стали нормой после передачи управляющей организацией функций расчёта и подготовки ЕПД от МУП «СЦГХ» в ООО «МосОблЕИРЦ».

Ответом от 19.12.2016 г. ГУ МО «ГЖИ Московской области» отказалось осуществить жилищный надзор, устранить нарушения управляющей организации обязательных требований и привлечь её к ответственности, сославшись на отсутствие полномочий в отношении указанных нарушений, направила его жалобу на рассмотрение в порядке компетенции в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Полагает, что административный ответчик своим бездействием не обеспечил своевременное реагирование на имеющиеся нарушения управляющей организацией жилищных прав административного истца, не принял надлежащих мер по устранению указанных нарушений, что в свою очередь привело к отсутствию ожидаемой от надзорного органа и установленной законом обязательной защиты его прав и законных интересов при предоставлении жилищных и коммунальных услуг путём выдачи управляющей организации обязательного для исполнения предписания.

Административный истец Сорокин Д.А. в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика (по доверенности Тристан А.П.) в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. <данные изъяты>), ссылаясь на то, что в целях стандартизации процессов взаимодействия и информационного обмена между организациями жилищно-коммунального хозяйства, органами исполнительной власти и местного самоуправления Московской области в рамках организации начислений и сбора платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги, распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 04.10.2016 №192-РВ утверждён порядок взаимодействия и информационного обмена единого информационно-расчётного центра с организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления Московской области в рамках организации начислений и сбора платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.

Согласно п.4.11 Порядка №192-РВ, ЕИРЦ начиная с 28 числа расчётного месяца организовывает ежемесячную доставку Плательщикам сформированных ЕПД. ЕПД должен быть доставлен Плательщику не позднее 1 (первого) числа месяца, следующего за расчётным месяцем, за который должна производиться оплата, или иной даты, если это установлено договором об организации расчётов за ЖКУ. Не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчётным.

Пунктом 13.3 Порядка №1932-РВ установлено, что в случае неисполнения ЕИРЦ обязанности по передаче информации ЕИРЦ уплачивает Принципалу штрафную неустойку в размере и порядке, установленных в договоре об организации расчётов за ЖКУ, заключённом между ЕИРЦ и Принципалом.

Согласно п.4 распоряжения контроль за исполнением такого распоряжения возложен на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Согласно письма Министерства ЖКХ Московской области от 18.01.2017 г. №11ТГ-614 между ООО «МосОблЕИРЦ» и МУП г.Реутова «Сервисный центр городского хозяйства» заключён субагентский договор от 21.12.2015 №524, по условиям которого МУП «Сервисный центр городского хозяйства» обязан осуществлять печать и доставку единых платёжных документов жителям многоквартирного дома. Также договором предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору от 21.12.2015 №524 влечёт последствия, предусмотренные Федеральным законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации и условиями заключённого договора.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, полагает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Сорокин Д.А. является собственником квартиры по адресу: Московская область, г.Реутов, ул.Комсомольская, д.10, корп.1, кв. <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

07.12.2016 г. Сорокин Д.А. обратился к административному ответчику с жалобой на неоднократные, практически ежемесячные задержки Управляющей организацией - ООО «УК «ЦС-Сервис» в предоставлении единого платёжного документа для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги: так по состоянию на 07.11.2016 г. ЕПД для оплаты за ноябрь 2016 г. ему не доставлен. Учитывая, что пени за нарушение срока оплаты начисляются исправно просил привлечь ООО «УК «ЦС-Сервис» к ответственности за нарушение лицензионных требований и выдать предписание об устранении таких правонарушений (л.д. <данные изъяты>).

На жалобу от 07.12.2016 г. Сорокиным Д.А. получено сопроводительное письмо заместителя руководителя ГУ МО «ГЖИ Московской области» от 19.12.2016 г., из которого следует, что обращение административного истца направлено для рассмотрения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, поскольку поставленный в обращении вопрос не относится к полномочиям Госжилинспекции Московской области (л.д. <данные изъяты>).

18.01.2017 г. Сорокину Д.А. направлен ответ заместителя министра ЖКХ Московской области, в котором сообщалось о рассмотрении его обращения по вопросу несвоевременного предоставления платёжных документов, а также что 21 декабря 2015 года между ООО «МосОблЕИРЦ» и МУП «Сервисный центр городского хозяйства» г.Реутова был заключён субагентский договор №524/15, согласно которого МУП «СЦГХ» привлечён в качестве субагента, и в его обязанность входит осуществление печати и доставки Единых платёжных документов абонентам г.Реутова. В связи с техническим сбоем в работе МУП «Сервисный центр городского хозяйства» произошла задержка доставки ЕПД за ноябрь 2016 года абонентам. В настоящее время ЕПД за ноябрь 2016 года доставлен абонентам, при этом штрафные санкции (пени) в отношении абонентов применяться не будут. Министерством в адрес ООО «МосОблЕИРЦ» даны рекомендации о необходимости более строгого контроля за сроками доставки ЕПД, а также принятии всех необходимых мер по недопущению нарушения сроков доставки ЕПД (л.д. <данные изъяты>).

19.01.2017 г. Сорокин Д.А. обратился в суд с настоящим административным иском.

Из материалов дела следует, что 15.12.2015 г. между ООО «Московский областной единый информационно-расчётный центр» и ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» заключён договор №527/15 об организации расчётов за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с п.1.1.3 договора ООО «МосОблЕИРЦ» от своего имени и за счёт Управляющей компании обязуется осуществлять печать и доставку Единого платёжного документа плательщикам (л.д. <данные изъяты>).

21 декабря 2015 г. между ООО «МосОблЕИРЦ» и Муниципальным унитарным предприятием г.Реутова «Сервисный центр городского хозяйства» заключён субагентский договор №524. В соответствии с п.п.1.2.2, 1.2.3, «субагент» - МУП г.Реутова «СЦГХ» предоставляет ООО «МосОблЕИРЦ» услуги по формированию Единых платёжных документов с включением в них строки для оплаты жилищно-коммунальных услуг, осуществление печати и доставки ЕПД плательщикам.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 04.10.2016 №192-РВ, контроль за исполнением такого распоряжения, в т.ч. и за организацию ежемесячной доставки плательщикам единого платёжного документа, возложен на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Разрешая заявленные требования и находя административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, суд руководствуется следующим.

В соответствии с ч.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наёмных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с п.1 Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», утверждённого Постановлением Правительства МО от 02.07.2013 N485/27, Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с п.11 Положения о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» основными задачами Госжилинспекции являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований; проведение анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.

Согласно п.9 «Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области» государственный жилищный надзор осуществляется посредством: организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.

Плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, установленном Федеральным законом (п.12).

В соответствии с подп. «а» п.11 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года №493, п.12.2 Положения о ГЖИ жилищные инспекции наделены полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований к: - управлению многоквартирными домами, - определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона и части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса, является поступление в Госжилинспекцию Московской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесённым в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (п.17).

В соответствии с п.п.12.3 Положения об инспекции, Госжилинспекция Московской области обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госжилинспекции Московской области, и даёт письменные ответы на них в порядке, установленном законодательством.

Пунктом 12.5 Положения, на Госжилинспекцию возложены полномочия по принятию предусмотренные законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В силу п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платёжных документов (в том числе платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с п.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ но договору управления многоквартирным домом (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Договором управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: Московская область, г.Реутов, ул.Комсомольская, д.10. корп.1, установленный п.1 ч.2 ст.155 ЖК РФ срок представления ООО «УК «ЦС- Сервис» собственникам помещений платёжных документов не изменён и подтверждён решением Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.12.2011 г.

Из анализа приведённых выше правовых норм следует, что представление указанных платёжных документов в установленный законом срок, входит в обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом, и именно управляющая организация несёт ответственность перед собственниками помещений за нарушение указанного договора, в частности за нарушение указанной нормы такого договора.

Таким образом, невыполнение управляющей организацией ООО «УК «ЦС-Сервис» условий Договора управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: Московская область, г.Реутов, ул.Комсомольская, д.10, корп.1, в части срока представления собственникам помещений платёжных документов для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, является невыполнением ООО «УК «ЦС-Сервис» обязательных требований по управлению многоквартирным домом и внесению платы за коммунальные услуги.

Следовательно, надзор за исполнением управляющей организацией обязательных требований по управлению многоквартирным домом, включая внесению платы за коммунальные услуги, входит в компетенцию Госжилинспекции Московской области.

При этом, доводы административного ответчика о том, что обязанности ООО «МосОблЕИРЦ» и МУП Реутова «СЦГХ» по доставке единых платёжных документов, установлены агентским договором №527/15 от 15.12.2015 г. и субагентским договором от 21.12.2015 г. №525/15, суд находит несостоятельными, поскольку собственники помещений не являются стороной указанных договоров и права требования надлежащего исполнения указанных договорных обязательств лежит на управляющей организации ООО «УК «ЦС-Сервис» в силу п.1.1 названных договоров, который определяет выполнение агентом или субагентом действий, направленных на соблюдение прав и законных интересов ООО «УК «ЦС-Сервис».

При этом, распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 04.10.2016 г. №192-РВ определяет порядок взаимодействия, состав и сроки обмена информацией ЕИРЦ с участниками (п.1.1) и является ведомственным нормативным правовым актом, который не может противоречить Жилищному Кодексу Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика имело место бездействие, выразившееся в перенаправлении обращения административного истца от 07.12.2016 г. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области и непринятие ГУ МО «ГЖИ Московской области» решения по существу обращения.

При этом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности вынесения по результатам проверки в адрес ООО «УК «ЦС-Сервис» обязательного для исполнения предписания по устранению нарушений и привлечении ООО «УК «ЦС-Сервис» к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, поскольку отдельные вопросы осуществления государственного жилищного надзора (в том числе органов государственного жилищного надзора) регулируются статьей 20 ЖК РФ. Порядком осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положением о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02 июля 2013 г. №485/27).

Исходя из положений указанных нормативных правовых актов следует, что определённые в них меры в сфере жилищного надзора являются правом и обязанностью государственной жилищной инспекции. Однако не принятие указанных мер не может являться основанием для произвольного вмешательства суда в компетенцию органа исполнительной власти с требованием о возложении обязанности провести проверку с принятием мер по пресечению и устранению нарушений.

Кроме того, судом учитывается, что правом избрания конкретной меры (вынесения предписания либо организации выездной проверки) обладают исключительно должностные лица Государственной жилищной инспекции в пределах своей компетенции.

В соответствии с положениями ст.111 КАС РФ с ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» в пользу Сорокина Д.А следует взыскать, подтверждённые документально (л.д. <данные изъяты>) расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

 

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сорокина Дмитрия Анатольевича к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти и взыскании расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» при рассмотрении обращения Сорокина Дмитрия Анатольевича от 07.12.2016 г.

Обязать Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» провести в установленном порядке поверку доводов жалобы Сорокина Д.А. от 07.12.2016 г. и дать ему ответ в установленном порядке.

Взыскать с Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в пользу Сорокина Дмитрия Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении требований Сорокина Дмитрия Анатольевича об обязании ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» вынесения по результатам проверки в адрес ООО УК «ЦС-Сервис» обязательного для исполнения предписания по устранению нарушений и привлечении ООО «УК «ЦС-Сервис» к административной ответственности за нарушение лицензионных требований - отказать.

 

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья:      <подпись>           А.В. Радиевский

 

Решение вступило в законную силу 29 декабря 2017 года.